Разделы сайта

Главная

Исторический экскурс в историю развития системы образования Фрунзенского района

История развития системы образования на территории Фрунзенского района

Фрунзенский район создан 17 апреля 1951 года Указом Президиума Верховного Совета БССР, расположен в западной части белорусской столицы и является одним из красивейших и старейших районов города.
Ещё сравнительно недавно, 70 – 80 лет назад, на территории Минщины – земли, богатой стариной, своими историческими центрами былых древних княжеств - располагались деревни, застенки, урочища со знакомыми с детства названиями: Сухарево, Медвежино, Масюковщина, Ольшево, Кунцевщина, Тучинка. В летопись нашего края внесено много ценных исторических сведений, интересных героических и трагических страниц связанных с историей их развития.


В Музее развития системы образования Фрунзенского района, действующего в Центре художественного творчества учащихся, собран богатый материал об истории возникновения первых населённых пунктов, деревень, о формировании учреждений образования: школ письменности, церковно-приходских школ, земских народных училищ. Из архивных источников следует, что первые школы были созданы на территории нынешнего района ещё в 19 столетии.
Исторические заметки о школьном деле в 19 –н.20 столетия
После окончания раздела Речи Посполитой территория Беларуси вошла в состав России. В 1803 году, когда вся российская империя была разделена на 6 учебных округов, был создан Виленский учебный округ, в состав которого вошли Волынская, Виленская, Витебская, Гродненская, Киевская, Могилёвская, Минская и Подольская губернии. Учебно-методическим центром округа стал Виленский университет, образованный на базе главной школы ВКЛ, - высшего учебного заведения, находившегося под опекой польской Эдукационной комиссии с 1781 года. К 1804 году Виленский университет разработал «Предначертание устроения училищ в округе императорского Виленского университета сообразно с высочайше утверждёнными «Предварительными правилами народного просвещения» и «Общим уставом Виленского университета и училищ его округа»». В основу этого документа были положены принципы и положения Эдукационной комиссии.
В начале 19 века начальное образование было представлено школами, создававшимися самим населением в местечках и небольших городах, в помещичьих имениях, а также школами при церквах и монастырях. Учились в этих школах дети разных слоёв населения. Начальные училища при монастырях католических духовных орденов давали элементарное образование и воспитание и готовили к поступлению в старшие классы монастырских средних учебных заведений. Монастырские (приходские) школы были одноклассными и двухклассными.
В 1863 году «Западным комитетом» были утверждены «Временные правила для народных школ». Согласно этим правилам за училищами были закреплены инспектора (для постоянного наблюдения за учебным процессом). В это время активно пропагандируются церковно-приходские школы, усиливается борьба с «тайными» школами, создававшимися самим населением.
Церковно-приходских школ и школ грамоты духовного ведомства в начале 20 века в Беларуси было в два с половиной раза больше, чем школ министерских. Существовали и другие типы начальных учебных заведений: городские училища по положению 1872 года, приходские училища по уставу 1828 года, сельские училища по инструкции 1875 года (двухклассные и одноклассные), начальные народные училища по правилам 1863 года, иноверческие училища при церквах, еврейские училища, талмудторы, хедеры.
Методы обучения в министерских народных школах предписывались «Инструкцией народным учителям Виленского учебного округа (1863 года)». Этим документом предусматривалось добиваться от учащихся понимания того, что они заучивают. Учитель обязан проверять понимание учениками материала путём вопросов, придерживаться «наводящего приёма», заставлять самих учеников наблюдать, соображать, устанавливать сходство и различия. Обучение чтению предписывалось проводить звуковым методом.


Материальная база министерских народных школ в начале 20 века даже официально признавалась неудовлетворительной: значительная часть школьных зданий не соответствовала ни педагогическим, ни санитарным требованиям. Положение народного учителя в белорусских губерниях определялось правительственными инструкциями и циркулярами. Несмотря на жёсткую регламентацию, прогрессивно настроенные учителя не ограничивались обучением учащихся только грамоте, они организовывали для детей и взрослых библиотеки, библиотеки-читальни, литературные чтения, показ «туманных картинок», празднование Рождества, Нового года и др.
С 1911 года, с появлением земств, в Беларуси стали появляться земские народные училища.


Из архивных источников…
Из материалов Национального исторического архива Беларуси следует, что первые школы – школы письменности – на территории современного Фрунзенского района появились в 1887 году. В «Отчёте о церковно-приходских школах и школах письменности за 1890-91 учебные года» есть списки населённых пунктов Первого Благочинного округа Менского уезда. В них обнаружена запись, свидетельствующая, что в приходах Менского Екатерининского собора существуют подвижные школы. Отмечено, что в деревне Масюковщина, в подвижной школе (школе письменности) занимаются 12 мальчиков и 5 девочек. В деревне Потребы (находится рядом с д. Масюковщина) в школе учатся 8 мальчиков и 1 девочка. Учителями в школах были: крестьяне, окончившие народное училище, а также унтер-офицеры в отставке. Учебные занятия в течение года могли проходить в разных селянских избах. По договорённости каждая семья по очереди принимала учеников и педагога. Поэтому школы и получили название «передвижные» или «подвижные». Только изредка помещения под занятия арендовали. На протяжении 2-3 лет дети проходили курс одноклассной церковно-приходской школы, учились считать, читать и писать.
Начальное образование во втором десятилетии ХХ века предлагали народные и городские земские училища, которые относились к Министерству народного просвещения, а также церковно-приходские школы. Более прогрессивным считалось обучение в земских народных училищах.
Из архивных источников….
…Городецкое сельское общество в составе крестьян деревень: Потреба, Масюковщина, Риковцы, Крупец, Глинище – подали прошение Председателю Минской Уездной Земской управы с просьбой открыть народное училище в деревне Масюковщина для обучения своих детей школьного возраста (с 8 лет до 12 лет) опытным педагогом с 1 января от 1912 года. Крестьяне обязывались платить ежегодный взнос в размере 1 рубля за каждого учащегося. Пётр Варфоломеевич Ярошевич, как указано в договоре, сдал Минской Уездной Земской управе под училище в арендное содержание дом в деревне Масюковщина под класс и квартиру учителя сроком на 9 лет за арендную плату 70 рублей в год… За то, что «… дом требует ремонта, уступает 25 рублей на уплату мастерам – переложить печь в классной комнате, отремонтировать здание, изготовить вешалку для верхней одежды учеников..., материал его…»

Документы свидетельствуют, что Закон Божий в училище преподавала учительница Елена Фоминична Сидорович, родившаяся в 1890 году, из мещан. Елена Фоминична окончила Минские женские двухгодичные педагогические курсы и получила специальность педагога. На учительскую службу поступила 1 октября 1910 года и по 16 октября 1912 года работала в Казековском народном училище, и лишь с 16 октября 1912 года числится преподавателем в Масюковщинском народном училище.
Известно имя ещё одной учительницы этого училища, Лидии Михалёнок. В рапортах, датируемых маем 1918 года, упоминается об её увольнении. Прослужив восемь лет, из-за создавшихся невыносимых для работы условий – «…недополучение жалования, холод в помещениях училища, голод, волокита, гнёта кулака…» - она вынуждена была поменять место жительства.


С 1 сентября 1907 года в деревне Сухарево Сеницкой волости Минского уезда по просьбе селян открыли народное училище. В историческом архиве сохранились отчёты учительницы Веры Ивановны Волосевич. Родилась Вера Ивановна 19 сентября 1889 года в семье священника, девица. Окончила Минское женское училище Духовного ведомства и на службу поступила 1 сентября 1907 года. В Сухаревском народном училище состоит на службе с 1 февраля 1911 года. В своих отчётах Вера Волосевич неоднократно упоминает о тесноте школьного помещения, о большом количестве учеников, социальном статусе и благополучии их семей.


В экспозиции Музея развития системы образования Фрунзенского района города Минска хранится копия свидетельства об окончании Сухаревского народного училища крестьянки деревни Сухарево Елены Михайловны Паркунь.


Поисковый отряд ГУО «СОШ№6 Фрунзенского, района города Минска» исследуя историю деревни Сухарево, обнаружил уникальную фотографию, на которой изображены отец и сестра Елены Паркунь.
Народные земские училища были одно- и двух- классные. По статистическому отчёту 1914 года «О состоянии Масюковщинского земского народного училища» в программу обучения входили: Закон Божий, русский язык, славянский язык, история, география, начальная арифметика, церковное песнопение, ремёсла для мальчиков и рукоделие для девочек. Государственные дотации на нужды училища выделялись частично, деньги на аренду помещения, топливо, и остальные нужды, собирала сельская громада (товарищество). Школы в основном были не приспособлены для занятий. Зачастую ребята сидели просто на земляном полу.

Фотография народного училища.

(по материалам Государственного музея народной архитектуры и быта)


Известны факты существования начальной школы в деревне Медвежино. По свидетельству старожилов деревни, открытие состоялось в 20-30 годах ХХ века и первыми педагогами были учителя – Люся Лобач, Могилянский, Софья Войцеховская.
С 1948 года и до 1 сентября 1961 года директором школы был Кирвель Мефодий Ефимович. Также известно, что с 1955 по 1956 год в школе работал педагог Яков Викентьевич Буйко.


Школа была двухкомплектной, в одном помещении проводились уроки с двумя классами. Состояла школа из двух помещений. Имелась небольшая библиотека. Мефодий Ефимович – автор методики обучения детей грамоте и счёту. Свой опыт он передавал молодым коллегам из близлежащих школ. Около школы стараниями директора был разбит плодовый сад, еловая аллея, высаживались цветы на клумбах. В начальной школе обучались ребята из окрестных деревень: Медвежино, Барановщина, Тивали, Михалово, Сухарево.
К концу 50-х годов здание школы обветшало и было принято решение о строительстве нового здания школы, но уже в деревне Барановщина.
1 сентября 1961 года Медвежинская начальная школа была официально закрыта. М.Е. Кирвель принимал самое активное участие в планировке нового здания школы. Среди выпускников Медвежинской школы: врач Ломацкая Зинаида Николаевна, переводчик Минько Леонид Иосифович, член Союза писателей Беларуси и член Союза писателей России – Кирвель Анатолий Мефодеевич.


Школа в деревне Медвежино действовала и в период Великой Отечественной войны.
Огромный урон стране в целом и образованию, в частности, был нанесён начавшейся в 1941 г. войной. Фашистские захватчики уничтожили полностью более 6000 тысяч школ на оккупированной территории Беларуси. Немцы превращали школы в полицейские управления, солдатские казармы, конюшни. В своих целях немецкие оккупанты разрешали функционирование школам, где 30% времени отводилось на изучение немецкого языка.
Особую страницу в истории образования нашей страны занимают школы партизанских зон –«лесные школы».


Педагоги – ветераны района прошли через все тяготы тех лет, выстояли в боях и сражениях, в лагерях смерти. В экспозициях Музея развития системы образования Фрунзенского района собран богатый материал о педагогах ветеранах Великой Отечественной войны: Герое Советского Союза, партизане Парахневиче В.А., Герое Социалистического труда Тарасевич Л.К., Заслуженном учителе БССР Бондаренко А.С., которая принимала участие в освобождении города Минска от немецко-фашистских захватчиков, Никитине А.С., партизанке Грабчиковой Е.Ф., труженице тыла Пышненко З.М. , Кирвеле М.Е., Кец Ф.В. и многих др.

В послевоенное время город Минск бурно развивается. В 1951 году создаётся новый административный район (в него вошла часть Кагановичского района) и формируется Фрунзенский районный отдел народного образования. По просьбе начальника Городского отдела народного образования Новикова Ивана Петровича, районный отдел возглавила Станилевич Софья Лукинична (завуч СШ№28). Первый штат его был малочисленным: заведующая, инспектор, бухгалтер. Район представляли учреждения образования: СШ№7, 16, 26, 27, 28, 32, 37, 38, 44, 48, 51; школы рабочей молодёжи: №14, 22, 12, 21, 29; 8 - детских дошкольных учреждений. Вскоре открылась СШ№80.
В 1958 году в Беларуси повсеместно введено обязательное восьмилетнее образование. К 1967-1968 учебному году все семилетние школы были преобразованы в восьмилетние.
В середине 60-х годов в школах города (как эксперимент) вводится должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Активизируется воспитательная работа в каникулярное время. Молодое поколение, не видевшее своими глазами войну, изучало историю и героизм своего народа в походах и экскурсиях по местам боевых действий фронтов, партизанских бригад.
30 декабря 1959 года Станилевич С.Л. на посту заведующей отдела народного образования сменила Инесса Михайловна Квашнина. Благодаря её усилиям, были открыты: детский комбинат на улице Грушевской и ясли-сад в районе кирпичного завода.


14 сентября 1962 заведующим РОНО назначен Франц Владиславович Кец (директор СШ№51).
Огромный вклад в развитие системы образования Фрунзенского района внесла Бондаренко Александра Степановна (назначена на должность зав. РОНО с 1965 по 1974 год). Член ЦК ЛКСМБ с 1945 по 1951 год, работала под руководством П. М. Машерова, занимала пост секретаря Минского областного комитета ЛКСМБ. С 1960 по 1965 год работала директором СШ№26. В 1966 году Бондаренко А.С. получила почётное звание «Заслуженный учитель БССР».
С 1974 года по 1977 год пост Зав. РОНО занимала Долгушина Раиса Яковлевна. 24 июня 1977 года ей на смену пришёл Валерий Семёнович Мееровский. В период его творческой деятельности во Фрунзенском районе были открыты: СШ№140, №149, №150, №151, №156, №166, №167,№81; детские дошкольные учреждения - №370, №385, №398, №411, №418, №422, №423, №425, №439, №440; районный Дом пионеров; станция юных техников. В районе был построен и начал функционировать водный бассейн «Старт».
Лучшими школами в районе за этот период были признаны СШ№16, СШ№51, СШ№127, СШ№149, СШ№116.


Ведущим принципом организации учебно-воспитательной работы стал принцип комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
В 70-е годы десятки педагогов учреждений образования Фрунзенского района были удостоены звания «Отличник народного образования». Почётное звание «Заслуженный учитель БССР» было присвоено директору СШ№127 Федоровичу Борису Борисовичу , учителю физкультуры СШ№7 Короткой Нине Петровне, учителю химии СШ№128 Бондаренко З.В.
За выдающиеся успехи в выполнении производственных заданий Тарасевич Лидия Кузьминична, Заслуженный учитель БССР, удостоена звания Героя Социалистического Труда, награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и золотой медалью «Серп и Молот».

С 1981 года и по сентябрь 1983 года на должность заведующей РОНО утверждена Рыжковская Светлана Семёновна, на этом посту её сменил, самый молодой (35 лет) среди заведующих районного отдела образования Юрий Михайлович Бондаренко.
В 1984 году в республике прошла реформа образования, наметившая переход на 11-летнее обучение. Начальная школа вновь перешла на 4-летний срок обучения. Приём в школу осуществлялся с 6-ти летнего возраста.


На протяжении пяти лет Фрунзенский районный отдел образования был одним из лучших в городе. Творческий подъём педагогических коллективов и руководителей учреждений образования района лидировал по всем параметрам в педагогическом образовании. В этот период были открыты: СШ№157- директор Андрющенко Г.В., СШ№158 – директор Черноусова О.Р., СШ№159 – директор Сычова Т.В., СШ№176 – директор Овсиец М.В.. Лучшими школами района признаны: СШ№ 51- директор, Заслуженный учитель БССР Хролович Л.С.,СШ№116 – директор, заслуженный учитель БССР Федорович Б.Б., СШ№138 – директор, мастер педагогического дела Шишковец А.В.. Педагог СШ№ 149 Четырбок Р.В.. удостоен ордена Знак Почёта.
В районе сформирован сильный директорский корпус. Начинали функционировать учреждения образования с уклонами, открывались профильные классы. В СШ№ 151 были сформированы классы с физико-математическим уклоном. В СШ№16 открылись классы с углубленным изучением физики и электроники. СШ№32 стала школой с углубленным изучением английского языка. В 1988 году начато строительство учебно-производственного комбината №2. Районные методические кабинеты были переведены из СШ№113 в помещение вечерней школы, где разместился и дошкольный отдел РОО.
С 1988 по 1995 года заведующей отделом образования Фрунзенского района назначена Замыслова Татьяна Александровна, соавтор проекта первого Закона БССР «Об образовании в БССР» (1991 г.). К этому времени по количеству учреждений образования район стал самым большим в городе. Его представляли 40 школ и около 100 дошкольных учреждений образования.
В районе была создана совместно с директором СШ№136 Катковой Валентиной Семёновной первая в республике школа с театральным уклоном. Татьяна Александровна помогла Щегловой Татьяне Семёновне открыть первый в стране детский сад для онкологически больных детей. Впервые начала функционировать школа с углубленным изучением еврейского языка и культуры. В микрорайоне Веснянка открыта первая в городе начальная школа (директор Бадалов О.А.). В микрорайоне Запад-3 открылся детский сад-школа. Начал свою работу первый в городе Центр психологической помощи, в учреждениях образования вводится новая штатная единица – психологи. В тот период в республике не осуществлялась подготовка психологических кадров, и администрацией района, было принято решение, совместно с высшей школой при Ленинградском государственном университете подготовить для района 28 специалистов – психологов.
Впервые ежегодно стали проводиться коммунарские сборы для учащихся на базе оздоровительного лагеря «Купалинка», расположенного в Воложинском районе. Для учащихся школ района организовываются научно-практические конференции. Администрацией района совместно с директором школы СШ№116 Кухаренко Миррой Николаевной и президентом АО «Амкадор» Шлындиковым Василием Михайловичем, на базе школы создан политехнический лицей.
В конце 80-х начале 90-х годов в Беларуси стали открываться новые типы учебных учреждений: гимназии и лицеи. Их целью было предоставление возможности наиболее способным учащимся получать среднее образование с учётом их желаний и потребностей.
С 1995 по 2003 год Фрунзенский отдел образования возглавляли Василеня Галина Митрофановна, Коренько Зоя Владимировна, Щёткина Марианна Акиндиновна.



С 2003 по 2007 год управление образования возглавляет Стренковский Сергей Петрович. Под его руководством общеобразовательную среду района составляют 120 учреждений образования, в них обучалось и воспитывалось 37 с половиной тысяч детей школьного возраста и 10 675 дошкольников.
Среди 120 учреждений – 35 средних школ, 3 гимназии, 1 базовая, 2 начальные и 2 вечерние школы. Дошкольное воспитание и образование обеспечивают 65 дошкольных учреждений.
Для удовлетворения растущих потребностей учащихся в разностороннем образовании в районе создана сеть школ и классов с широким спектром образовательных направлений. Работают 30 лицейских классов по 7 направлениям, 262 класса с углубленным и 178 с повышенным изучением предметов. Более 10 лет успешно развивается сеть школ эстетического цикла. В районе в этот период, функционирует 12 школ с эстетическим уклоном. Работают 14 оркестров и ансамблей народных инструментов, 6 хореографических коллективов, из них 2 образцовых. Качество образования в районе обеспечивается через использование в педагогическом процессе современных педагогических технологий.
Три учреждения образования работают в инновационном режиме, внедряя в учебный процесс технологию модульного обучения (гимназия №13, гимназия №14, СШ№ 176 и 201).
Для обеспечения равных условий обучения детей с особенностями в развитии открыты 12 интегрированных классов, работает базовая школа №9, с сентября 2005 года открыт центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Для осуществления начальной профессиональной подготовки в районе функционируют два учебно-производственных комбината, ежегодно 1200 учащихся получают свидетельства о присвоении квалификации по той или иной специальности. В школах района работает 3461 педагогический работник, в дошкольных учреждениях 1700 педагогов, 58% педагогических работников школ и 48% педагогов дошкольных учреждений имеют высшую и первую квалификационную категорию.
Среди руководителей школ и дошкольных учреждений: два являются депутатами Минского городского совета; один кандидат педагогических наук; восемь бакалавров педагогических наук; три отличника образования РБ.
В 2005 г. почётное звание «Заслуженный учитель» было присвоено педагогу СШ№16 Ладнюк Татьяне Васильевне.
В районе созданы условия для развития творческих способностей учащихся. В кружках и клубах Центра творчества детей и молодёжи «Эврика ежегодно занимаются более 6530 учащихся. С 1 сентября 2005 года распахнули свои двери Центр художественного творчества учащихся и Центр технического творчества.
С 2007 года по 2012 год управление образования возглавляли: Казачёнок Татьяна Эдуардовна, Мушницкая Марина Брониславовна, Койпаш Станислав Болеславович.
С 10 декабря 2012 года по нынешнее время начальником управления образования, спорта и туризма Фрунзенского района является Чернявская Ирина Александровна.
В 2013/2014 учебном году на территории Фрунзенского района функционирует 141 учреждение образования, в том числе 10 гимназий, 34 средние школы, 1 начальная школа, 1 специальный ясли-сад, 3 санаторных ясли-сада, 71 ясли-сад, 2 учебно-педагогических комплекса «Детский сад-начальная школа», 1 дошкольный центр развития ребёнка, 2 центра развивающего обучения и реабилитации, 10 детских домов (в т.ч. 9 семейного типа), 1 социально-педагогический центр, 5 учреждений дополнительного образования, направленность работы которых определяется образовательными запросами и потребностями проживающих в районе семей.
Всего обучается 35748 детей и 18,5 тысяч в дошкольных учреждениях. Обеспечивают образовательный процесс в районе более 5,5 тысяч педагогов. Каждый 4-й педагог и 5-й ученик города – Фрунзенец.
Район имеет свои образовательные традиции. Многие выпускники и педагоги школ и гимназий района теперь вносят свой посильный вклад в дело процветания как столицы, так и республики в целом.
Шапиро Семён Борисович – действующий губернатор Гродненской области, бывший министр сельского хозяйства Республики Беларусь (выпускник СШ№126);
Гиро Андрей Владимирович – посол Республики Беларусь в Германии (выпускник СШ№126);
Петкевич Наталья Владимировна - экс-заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь, помощник Президента Республики Беларусь (выпускница СШ№116);
Герасименя Александра – олимпийская чемпионка по плаванию (выпускница СШ№125);
Самсонов Владимир – первая ракетка по настольному тенису (выпускник СШ№7);
Салей Руслан – хоккеист КХЛ, погибший в авиакатастрофе под городом Ярославлем в сентябре 2011 года) (выпускник СШ№7).
Богатое историческое наследие Фрунзенского района, бережно сохраняется в музее развития системы образования, для того что бы передать будущим поколениям.