Музей способен дать человеку то,

чего не могут обеспечить ни школа, ни книга,

ни другие новейшие достижения цивилизации

                                             М.Б.Гнедовский

 

Музей развития системы образования Фрунзенского района был создан в 2006 году и сегодня занимает центральное место в развитии музееведения Фрунзенского района г. Минска.

Ведущей идеей в деятельности музея является формирование духовно-нравственных ценностей, расширение общеобразовательного кругозора, приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, формирование у них бережного отношения к традициям и истории учреждений образования Фрунзенского района через активное использование массовых музейных форм работы.

центр зорка

Наполнение музея включает в себя пять экспозиций:

  • «У истоков школьного образования»;
  • «Галерея руководителей управления образования администрации Фрунзенского района»;
  • «Становление системы образования во Фрунзенском районе»;
  • «Уголок школьника»;
  • «Фрунзенский район сегодня».

Количество экспонатов основного фонда составляет свыше 500 единиц.

Уникальность и новизна опыта работы заключается в использовании музея учреждения образования как открытой воспитательной системы на уровне учреждения, в котором он существует, и на уровне района, города.

зорка

Работа по организации музейной деятельности осуществляется по таким направлениям как:

образовательной,

поисково-исследовательской,

экскурсионной,

информационно-методической,

культурно-просветительской,

профориентационной.

В музее проходят масштабные мероприятия (фестивали, конкурсы, командные исторические познавательные игры), посвящённые знаменательным датам, историческим событиям города, страны.

зорка

К участию в мероприятиях привлекаются не только учащиеся ЦТХТДиМ «Зорка», но и учащиеся учреждений образования района и города, родители, музейные работники.

Особое внимание уделяется музейным формам работы в период каникул и шестой школьный день. В учреждении разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Субботний день», где все используемые воспитательные формы работы в этот день объединены в тематические блоки:

«Субботний день – для творчества и затей!»,

«Субботний день – для интересных идей!»,

«Субботний день – собирает друзей!»,

«В субботний день – вместе веселей!»,

«В субботний день – посети музей!».

зорка

Функционирование Музея предполагает не только познавательно-игровые программы, лекции и учебные занятия по краеведению, этнографические и краеведческие экспедиции, но и проведение районных мероприятий, проведение и информационно-методическое сопровождение районных конкурсов, межрайонное сотрудничество руководителей школьных музеев в рамках районного методического объединения.

На базе музея создан консультативный пункт для педагогов и учащихся учреждений образования района, города по вопросам участия в конкурсах и акциях гражданско-патриотической и краеведческой направленности.

Большое значение отводится экскурсионной работе. В течение учебного года для учащихся объединений по интересам, школ Фрунзенского района проводятся обзорные и тематические экскурсии по музею, лекции по краеведению.

зорка

При разработке экскурсий, познавательно-игровых программ используются такие принципы музейной педагогики как предметность, наглядность и интерактивность, так как, в первую очередь, воспитанникам необходимо увидеть «музей» вокруг себя.

При организации экскурсионной деятельности предпочтение отдается интерактивным методам и средствам обучения. Большинство экскурсий носят интерактивный характер: присутствующие имеют возможность прикоснуться к музейному предмету, попробовать прописать строчные буквы гусиным пером, обмакивая его в чернила, приготовленные по-старинному, специальному рецепту; примерить школьный портфель ученика начала ХХ века и т.д.

В рамках данного направления разработан цикл экскурсий:

обзорная экскурсия по Музею развития системы образования Фрунзенского района города Минска;

«Семь чудес музея»;

«Путешествие на машине времени»;

«Они защищали Родину»;

«Знаете ли вы…»;

«История Сухарево и Медвежино» и др.

зорка

Особое значение придаётся воспитанию учащихся на исторических примерах трудовых и боевых подвигов народа в годы Великой Отечественной войны.

зорка

Сохранение исторической памяти о той эпохе – важнейшая задача в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. Ежегодно на базе музея в мае проходят встречи с ветеранами труда, воинами-интернационалистами «Вспоминая прошлое – шагаем в будущее», цикл мероприятий, посвящённых празднованию Дня Победы «Историческая память войны – военные судьбы наших земляков», «Вам ветераны посвящается», куда приглашаются учащиеся школ района, родители, учителя.

Музей развития системы образования Фрунзенского района г. Минска в широком объёме реализует возложенные на него координирующие культурно-образовательные функции, организует совместную творческую деятельность учреждений образования и культуры района и города, выступает объединяющим центром традиций и инноваций, существующих в образовательной системе района.